Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
14:30 

Для начала о самой Церкви.

катехизатор
Церковь – сообщество верующих, по-гречески – «экклесия», собрание. Это самое краткое и простое определение, но недостаточно точное. Точнее будет так: Церковь – это сообщество, союз людей, уверовавших в Христа как в Бога и Спасителя, принявших Его как своего Главу, а Его заповеди – как руководство для жизни, и вступивших с Ним, и через Него друг с другом, в личную связь и родство.
Но, как всякое определение, оно не полно – потому что реальность невозможно вместить в слова :)

Еще о Церкви:
читать дальше

Церковь основана Господом Христом и продолжает всегда оставаться Его Церковью, Его собранием, которому Христос дал знание Себя, информацию о Себе. Это знание Церковь хранит неизменно, это и есть догматы* Церкви, это знание и есть Благая Весть Церкви, и на его основании начинается более конкретное личное взаимодействие* человека и Христа.
Задачи Церкви - в реальном единении человека с Богом по любви и свободной воле человека и Бога (со стороны Господа это все уже есть), и освящении, приобщении Божественной жизни всего, сотворенного Богом.

Митр. Антоний Сурожский:
читать дальше

Церковь Ортодоксальная – в переводе с греческого «ортодоксия» означает «правильное славление» и «правильное понимание». Обычный перевод – Православная.
На земле Церковь существует как организация, хранящая знание о Господе, учащая Его учению, и имеющая определенное простое устройство*.
В Церкви нет «больших» и «меньших» членов, а есть различные призвания и служения, все члены Церкви – равно члены Церкви; когда говорят о Церкви, говорят о каждом ее члене (так же, как когда говорят о человеке, говорят о всех частях его тела разом). Разделение на «церковников» и «мирян» - заимствование из позднейшего католического учения о Церкви, самосознание Православной Церкви издревле такого разделения не знает.

Далее объясню, что значит, что Церковь - единая, святая, соборная и Апостольская (это определение Церкви о самой себе).

Знаком* помечены темы, которые будут раскрыты позднее :)

12:33 

катехизатор
Церковь Единая, Святая, Соборная и Апостольская. Это ее основные свойства. Итак, о том, что это означает :)
1. Церковь Единая.
читать дальше
2. Церковь Святая.
читать дальше
3. Церковь Соборная.
читать дальше
4. Церковь Апостольская.
читать дальше

20:14 

О догматах.

катехизатор
Слово "догмат" в переводе с греческого означает «решено, положено, определено».
Этим словом называются истины веры. Собственно, это суть и основа той самой хранимой Церковью информации, знания о Господе, о которой говорилось в первых постах.

Догматы – это богооткровенные истины, учение о Боге и Его Промысле и действиях, которые Церковь хранит, как неизменные и непререкаемые, это основание веры.

Здравый смысл говорит, что невозможно словами описать Бога и Его взаимоотношения с человеком полноценно. Бог по природе Своей непостижим и Его взаимоотношения с человеком и с миром несводимы к формулировкам, как, в принципе, и любые личные взаимоотношения. Что же такое догматы?...

читать дальше

Вот как пишет Владимир Лосский о необходимости догматов:
"Вся сложная борьба за догматы, которую в течение столетий вела Церковь, представляется нам, если посмотреть на нее с духовной точки зрения, прежде всего неустанной заботой Церкви в каждой исторической эпохе обеспечивать христианам возможность достижения полноты... соединения с Богом".
В самом деле, ведь мы общаемся с человеком, исходя из наших знаний о нем. То же самое верно и по отношению к Богу, особенно если учесть, что из наших взаимоотношений с Господом мы строим всю нашу жизнь.
Прп. Силуан Афонский говорил: "Догматическое сознание органически связано со всем ходом внутренней духовной жизни. Измените в своем догматическом сознании что-либо и неизменно изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик и вообще образ вашего духовного бытия".

Богословские мнения, они же теологумены.

читать дальше
Источники изложения, более подробно по этому вопросу:
Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
Иером. Софроний. Старец Силуан. Париж, 1952.
Архим. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов). Догматическое богословие: Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
Прот. Г. Флоровский. Богословские отрывки. Вестник РСХД. Париж, 1981, № 105-108.

В следующем посте будут перечислены догматы Православной Христианской Веры и далее будет объяснено, что такое ереси.

Приношу извинения за задержку :) И также прошу всех, читающих этот ЖЖ или дайри, дать о нем информацию в своих дневниках – как об информационном ресурсе. Таким образом мы вместе посодействуем уменьшению заблуждений и распространению достоверной информации :)

12:38 

Догматы.

катехизатор
…чтобы выяснить, что такое догмат, сначала уясним - чем он не является.
Прежде всего он не является выражением истины. Скорее это ее ограждение. Догматические определения (оросы) - это именно определения, это вехи, пределы, стоящие на границах традиции, но не выражающие полноту. Православная догматика - это не Истина. Это - указатель на нее. Как дорога в Иерусалим не есть сам Иерусалим, и тем более указатели на этой дороге. Дорожные указатели принадлежат шоссе, но не являются частью дороги или движения или даже двигающегося.
Истина есть Христос. Путь к Нему есть Церковь и ее евхаристическое Таинство. А догмат как раз и есть своего рода дорожный знак. Поэтому, по замечательному выражению С. Л. Франка, "разница между Православием и ересью, между истиной и заблуждением не есть разница истины и лжи, но разница между путем, который ведет в гавань и путем, который обречен на крушение" (Франк С. Л. С нами Бог. Париж, 1964, С. 115.).

Основным, главным выражением веры Церкви является Символ Веры:
читать дальше

Этот символ был составлен на Первом Вселенском соборе и окончательно доработан на Втором. Это – вера Церкви, прочие догматические определения – уточнение этой веры, но НЕ «что-то еще».

Учение Церкви о Христе:
читать дальше

Следует отличать от богословских мнений некоторые вероучительные истины, которые признаются всей полнотой Православной Церкви, но которые никогда не обсуждались и, соответственно, не утверждались Вселенскими Соборами, однако имеют значение, не меньшее, чем догматы, которые на Соборах обсуждались. Не обсуждались они, как правило, по то простой причине, что относительно этих истин в Церкви никогда не было никаких серьезных споров, собирать по поводу них Вселенский Собор было бы бессмысленно.
Какие это истины?
- То, что Бог есть Троица (это откровение Господне апостолам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (От Матфея 28:19)» и «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. (1-е Иоанна 5:7)») Возникали споры лишь по поводу взаимоотношений Лиц Святой Троицы. Апостольское учение Церкви о Троице: Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная. Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.
3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.
- Приснодевство Пресвятой Богородицы. Само наименование «Богородица» евангельское – Елизавета называет Марию Матерью Господа (Лк. 1, 43). Понятно, что это не учение о том, что Мария положила начало Богу Сыну, но учение о том, что Родившийся от Нее в самом зачатии и рождении от нее был, как и всегда есть, истинный Бог. Третий Вселенский Собор, по этому поводу и собравшийся, сообщил о том, что не принадлежат к Церкви те, кто «не исповедует Еммануила истинным Богом и посему Святую Деву Богородицею, т.к. Она плотски родила Слово, сущее от Бога, ставшее плотью».
- Творение Богом мира "из ничего", свойства Божии (Он вечен, вездесущ, неизменен, веведущ, всемогущ, всеблаженен, благ; Его любовь, правда, милость и прочие известные из Откровения), тварность и бессмертие человеческой души, богоустановленность церковных таинств и т. д. (т.д. будет постепенно раскрыто! По возможности, разумеется ;)
Все это вероучительные истины, которые, несомненно, всей полнотой Церкви признаются.
В богословской литературе вы можете встретить такие выражения как, например, "догмат воскресения", "догмат искупления", "догмат о Церкви". Это корректные и допустимые выражения.

Лосский В.H. Догматическое богословие pstbi.pagez.ru/item.php?id=230&cid=6
Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/5g1_17.shtml

14:07 

Ересь и анафема. Что это такое?...

катехизатор
Слово «ересь», в современном русском языке ругательное, происходит от вполне нейтрального древнегреческого αἵρεσις - «выбор, направление». В церковном контексте этим словом стали обозначать выбор и преувеличенное развитие какой-либо части вероучения в ущерб всем остальным его частям.
Святитель Игнатий Брянчанинов:
mission-center.com/inside.html?pid=113758154412...
Ошибочно думать, что Церковь «запрещает свободу мысли», запрещает как-либо осмысливать Ее Весть. Ересью в собственном смысле слова (а не в зачастую встречающемся расхожем «заблуждение, ахинея») называется выдавание своих идей за собственно веру Церкви, изначальное апостольское учение.
читать дальше
Но во все времена находились люди, пытавшиеся с помощью формальной логики и рассудка осмыслить и «растолковать» вероучение, и результат своих рассуждений считавшие единственно верным пониманием апостольского учения и собственно верой Церкви. Несогласных с собой они обличали как заблуждающихся и богохульников.
Бывало и так, что какой-либо человек впадал в самообман и утверждал, что лично ему одному было Откровение Божие, в соответствии с которым желал «ревизовать» веру.

читать дальше
Подробнее об отношении Церкви Христовой к отделившимся от Нее сообществам – Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский): www.pritvor.kiev.ua/pravos/serg.html

14:11 

Итак, Священное Предание Церкви.

катехизатор
Прошу прощения за перерыв. Продолжаем, с Божией помощью.

Удивительное дело, но Церковь не имеет богословского, догматического определения, точной формулы, что есть Священное Предание! В Церкви нет книги «Священное Предание», в которой бы по параграфам оно излагалось. Просто потому, что это невозможно – ведь Священное Предание Церкви – это сама жизнь Церкви от начала, ее взаимодействие, сотрудничество (ц.-с. «соработничество») с Богом. То есть со-жительство и со-трудничество человека, общины – и Духа Святого.
Конечно, в первую очередь Священное Предание Церкви – это Сам Христос. И все то, относящееся к Нему, о чем шла речь в первой записи. Именно этим и определяется принадлежность всего остального к Преданию.

читать дальше

В Церкви, кроме Священного Предания, сохраняются и предания, традиции человеческие, разные местные обычаи. Как отличить одно от другого? По следующим критериям:

читать дальше

Это общие признаки Священного Предания. Есть еще и некоторые конкретные вещи, которые входят в Священное Предание: основы литургической, богослужебной жизни Церкви (именно основы, а не частные исторические формы), вероучительные постановления и основы, принципы дисциплинарно-канонических постановлений Вселенских Соборов (и тех Поместных, которые к ним приравнены Церковью) и наконец, те творения святых Отцов и учителей Церкви, которые приняты всей Церковью, по которым имеется так называемое «согласие Отцов», то есть единогласное принятие. (Прочие творения и мнения святых Отцов являются их частным мнением.)

Итак, Священное Предание – это жизнь Бога, Святого Духа в Церкви, Жизнь, дающая каждому верующему способность слышать, принимать, познавать Истину в Ее Свете.
Все, что не соответствует приведенным критериям – это или просто предание, традиции, достопочтенные древние вещи и частные исторические формы – в которых выражается неизменное и вневременное бытие Церкви. Они тесно связаны и необходимы, но им нельзя придавать абсолютное значение, догматизировать их, чтобы не покривить иерархию христианских ценностей (что всегда приводит в конечном итоге к утрате Христа, отпадению от Церкви). Или суеверия и басни...
К своим преданиям (не Преданию) Церковь относится свободно, в разные исторические эпохи внешние формы церковной жизни менялись, в зависимости от условий, в которые была поставлена Церковь.
Необходимо различать вечное и неисменное Священное Предание Церкви – Самого Господа и все, что исходит от Него и идет к Нему – и исторические формы проявления, выражения этого Предания.
Настоящим, подлинным и единственным хранителем и Гарантом Священного Предания является Дух Святой, Сам Бог; сама Церковь.Духом Святым Хранится Церковь, но Он – не абстракция, Он не где-то в параллельном пространстве и книгах существует. И смысл христианства – в Стяжании Духа Святого, в том, чтобы Ему, по слову Писания, вселиться в нас; чтоб дать Ему место действовать в нас.

Никогда Бог не действует автоматически, формально, как бы обязанный подчиниться церковной формуле самой по себе. читать дальше

Ну и есть, к сожалению, суеверия и «бабьи басни», бред, выдумки и языческие россказни, проникшие в церковную среду и рядящиеся в церковную одежду – волки в овечьей шкуре :-( читать дальше


Литература:
Игумен Петр (Мещеринов). Беседы о вере и Церкви. М., 2004
Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. ТСЛ, 2000
Св. Григорий Богослов. Творения. Слова 20, 27, 32: mystudies.narod.ru/name/g/greg_naz/gregory.htm
Лосский В.Н. Предание и предания. lib.eparhia-saratov.ru/books/11l/lossky/legend/...

05:54 

О покаянии.

катехизатор
Рассказ о покаянии будет состоять из нескольких частей, и первая часть будет – о грехе.

Грех – это нарушение законов бытия, установленных Богом; оно влечет за собой только негативные последствия. Зло – это и есть грех и его последствия, как противление добру, благу. (Собственно, «чистого» зла не существует и быть не может, зло – это противостояние существующему добру. Самостоятельным существованием зло не обладает, оно не _существует_, так же, как ржавчина не существует сама по себе – должен быть металл, разрушением которого она может возникнуть; так же, как не может существовать само по себе разрушение – оно всегда вторично.
Абсолютное зло не может существовать даже логически: оно должно быть лишенным всякого блага вообще, а бытие само по себе есть благо и дар Божий – следовательно, абсолютное зло должно не обладать и бытием. То есть просто не быть :-) )
Бог есть любовь, и законом, жизненной сутью созданного Им мира является любовь, о чем говорит и Господь Иисус Христос: «37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (От Матфея 22:37-40)»
Грех – это всякое действие против любви Божией.
Бог создал существа, способные любить, для чего наделил их свободой. Но свобода эта подразумевает и возможность отказа от любви Божией, что приводит к умалению и самой свободы – грех в этом сродни вирусу, питающемуся чем-то и одновременно это губящему. Об этом выборе, сообщенном еще Адаму, так говорит пророк: «14 но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его. 15 Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло… (Второзаконие 30:14,15)… 19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Второзаконие 30:19)»
Возникая по свободе человеческой, грех делает человека своим рабом, чем дальше, тем меньше способным отказаться от греха – вирус греха поражает человеческую волю и человеческую любовь. Об этом так точно говорит Павел: «14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. 15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. 16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, 17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. 18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. 19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. 20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. 21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. 22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. 24 Бедный я человек!... (К Римлянам 7:14-24)»
Об этом свидетельствует сам язык: греческий глагол «грешить» - «амартано» - означает «попадать мимо цели». В русском языке сходно – «грех» происходит от «огрех».

Грех первого человека трагически исказил, исковеркал мир, грех вошел в мир и стал для него своего рода вторым законом, второй натурой, зачастую напрочь затмевающей первый и истинный закон и миропорядок. /Отвлекаясь от темы, можно сказать, что то, что мы называем христианскими чудесами – как раз и есть проявление нормального и естественного, изначального миропорядка, которым до сих пор и держится мир./ В русской поговорке это положение вещей отражается так: «хотели как лучше, а получилось как всегда…» :-(

Грех влечет за собой гибель не как наказание судейское, не как месть, а как естественное продолжение (если ко греху вообще можно прилагать слово «естественно») – подобно тому, как сование руки в огонь влечет за собой ожог, разбитие лампочки – темноту и т.п. Это не кары, но факт мироустройства. Еще один факт его в том, что все благо, что есть – существует и держится Богом Промыслителем, Вседержителем (почему Его так и называют), и отделяясь от Божиего закона мироустройства, человек тем самым навлекает на себя, и зачастую не только на себя, не-благо.
Грех паразитирует на естественных благих стремлениях человека, заложенных в него при сотворении. Например, не зло и не грех богатство, здоровье, слава, удовольствие – но чаще всего грех то, как эти вещи добываются и на что употребляются. Не золотая монета зло, но то, что ты отнял ее у бедного. Так, грех часто коренится не в самом поступке (внешне могущем быть и нейтральным, и даже хорошим), а в намерении, с которым поступок совершается. Вот об этом Честертон хорошо сказал, что «мир полон христианских добродетелей, сошедших с ума». Действительно, грех – это добродетель, сошедшая с ума, больная добродетель, душевный рак.
Чтобы не «попадать мимо», желая блага - совершать именно его, быть по-настоящему свободным – и необходимо покаяние.


Литература:
Библия: Священное Писание Ветхого и Нового Завета в синодальном переводе.
Лосский В.Н. Догматическое Богословие.
Православная Энциклопедия. Том XII. Грех.
Честертон Г.К. Ортодоксия.
И.И. Срезневский. Словарь русского языка XI-XVII веков.
Свящ. П. Флоренский. Столп и утверждение Истины.

04:56 

О Покаянии дальше.

катехизатор
Теперь о самом слове "покаяние" и о его сути.

Вот эта самая болезнь души, греховность, лечится – в содействии, взаимодействии Бога и человека. Православная церковь издревле учит и настаивает, что для такого исцеления необходимо взаимодействие, свободное со-действие, можно сказать – партнерство двух воль: Божией и человеческой. О воле Божией пока просто скажем, что она всегда есть на это, всегда направлена на это: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему...», (подробнее об этом потом) дело за волей человека. И вот как раз процесс волевого изменения себя с помощью Божией – и есть покаяние.

Как любое лечение, это всегда труд двоих – любой врач скажет, что больной выкарабкается только если будет иметь волю, направленную на это, если он будет помогать врачу помогать ему, можно так сказать. Вот и здесь то же самое. Очень важно отметить, что «покаяние» - не вполне точный перевод греческого слова metanoya, что обозначает «перемена ума», более точным по смыслу было бы слово «преображение», наверное… Перемена ума – это по существу своему то же, что происходит с разумом младенца в процессе развития – он становится более совершенным. Так и здесь – христианин учится у Христа, учится настоящей жизни, Божиему закону, Христову взгляду… учится Истине и учится тому, чтобы самому быть истинным – и в смысле «настоящим собой», каким он задуман в вечности, без всего того, что недостойно человека, как Божьего чада и брата Христова – и в смысле «принадлежащим Истине», как воин принадлежит своему вождю. Очень часто законы Божии и обычные для этого мира процессы и способы действия расходятся, и вот Покаяние – это процесс, на всю жизнь, раскрытия в себе изначального, истинного Закона и устройства, зачастую вопреки привычным и уже совсем обыденным «законам». (Божий Закон мы узнаем из заповедей, но не только – люди с чистым сердцем, друзья Божии, умеют распознать суть вещей и событий и расслышать голос Господа даже в самом малом и далеком. Поэтому часто к святым идут как к прозорливцам… Способности к этому даны всем нам, дело только за тем, чтоб очистить сердце.)

Начинается покаяние с раскаяния, конечно, но им не ограничивается. Это начало, так же как начало лечения – осознать себя больным, не в порядке. Причем не всякое осознание своих грехов – это раскаяние. Бывает просто унылое самоедство, которое само по себе есть грех и к радостному, счастливому труду покаяния не имеет отношения – т.к. и не радостное, и не труд (а как раз наоборот, самое простое). Реальность духовная такова, что раскаяние, увидение своих грехов есть Покаяние, изменение только тогда, когда оно неотделимо от радости о Господе, отталкивание от их тьмы в сторону света – а не наоборот, притягивание к ним с кропотливым и мазохистским копошением в них. Осознать, отвергнуть всем сердцем и отбросить от себя – вот это «механизм» раскаяния, первого шага труда по изменению себя…
Покаяние – величайший труд, но и бесконечно радостный – потому что его цель сделать, а точнее - восстановить человека подлинным, сильным, свободным, счастливым, в полной мере собой и родным Богу и людям.
Еще одна характерная черта Покаяния и раскаяния, как его первого шага – человеку, видящему бревно в своем глазу, не до щепок в глазах других людей. Он скорбит о своих грехах, радуется Спасителю и не думает о грехах других людей – а видит в них все тот же Образ – Божий.

И конечно, действие равно содействию – то есть Господь со-участвует в этом труде только тогда, когда человек начинает его всем сердцем, искренне и упорно. Покаяние – это изменение, это важно понять – поэтому невозможно покаяться и остаться прежним… Как ни жестко это прозвучит, но – если мы «каемся», даже ходим на исповедь, но в нас ничего не меняется – значит, покаяния просто нет и исповедь в этом случае ничего не означает. Принудить Бога невозможно, Он дал исповедь как дар и содействие, а не как безотказную магическую формулу. Поэтому, конечно, известное высказывание, что «согрешил – потом покаялся и можешь опять грешить» - во-первых, просто чисто логически полная нелепица, (все равно что: болеешь – вылечись и можешь продолжать болеть) а во-вторых – невозможная ситуация, т.к. покаяние – и есть освобождение от греха, от самого греха, а не от собственного чувства вины и неудобства перед Богом и людьми за грех. И прощение будет, да, но – оно тоже _сопровождение, следствие_ покаяния, изменения ума.
Необходимая помощь в покаянии - исповедь.


Митрополит Сурожский Антоний. Радость Покаяния. www.wco.ru/biblio/books/antons14/main.htm

15:45 

Исповедь.

катехизатор
Как средство борьбы с этими самыми внутренними паразитами, с грехом, Господь дал исповедь.читать дальше
"Покаяние рождается от любви к Богу: это предстояние перед Кем-то, а не размышление о чём-то. Это обращение к Личности, а не безличная оценка случившегося. Сын в притче о блудном сыне не просто рассказывает о своих грехах – он кается. Здесь любовь к отцу, а не просто ненависть к себе и своим делам. В церковном языке покаяние – это антоним отчаяния. К Богу нельзя идти с чувством «вот я покаюсь и всё будет хорошо». Покаяние связано с ожиданием исцеляющей помощи извне, от любящей благодати Божией." диакон А. Кураев
"Всякая исповедь должна стать, с одной стороны, оглядкой на прошлое, и с другой стороны, программой на будущий подвиг, на борьбу, на победу над собой во имя Божие и во имя ближнего. Исповедь – это примирение. Мы говорим: "Господи, я пришёл открыться перед Тобой, сказать Тебе о всём тёмном, нечистом, мрачном, порочном, что во мне есть; и я Тебя прошу меня исцелить". Величина греха измеряется не какими-то объективными мерками, а той любовью, которая у нас есть или которой нет." митрополит Антоний (Сурожский)

Исповедь - момент встречи человека с Богом, а священник, как он сам говорит людям перед исповедью, является лишь свидетелем.
читать дальше
Грех отторгает человека от Бога, от Церкви, и исповедь - это мольба о восстановлении общения. Любовь Божия превосходит все - если человек осознает свой грех, кается, исповедует его и получает отпущение в Церкви - то мало того, что восстанавливается общение между Богом и человеком,душа исцеляется и получает благодатные силы для борьбы с грехом - но и сам грех исчезает из бытия.

Об Исповеди подробнее:
игумен Илларион (Алфеев): azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/alfeev_vy_sve...
митрополит Сурожский Антоний: azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovny...

13:04 

Немного об обрядах.

катехизатор
Человек, как известно, состоит из души и тела. Именно поэтому Богом установлено так, что все важные для человеческой жизни действия также имеют материальное выражение – будь то в быту, в общественной жизни или в Церкви.
Православием человек рассматривается как целостное единство души и тела, поэтому Богослужение, в котором принимаем участие мы, люди, тоже должно включать в себя целиком наши тела вместе с нашими душами, и все священнодействия в Церкви, все духовные события – имеют свое материальное выражение. В большинстве таинств Церковь берет материальные вещи – воду, хлеб, вино, масло – и делает их носителями Духа Божия.
читать дальше
Поскольку обряд, чин совершения богослужения – именно форма, то без содержания, без наполнения сознательной и внимательной молитвой он – ничто, совокупность звуков и телодвижений, или – если сравнивать с человеком – как тело без души.
читать дальше
Подробнее об этом:
Еп. Каллист (Уэр). Православная Церковь. М., 2001
Игум. Петр (Мещеринов). Беседы о вере и Церкви. М., 2004
Прот. Александр Шмеман. Введение в литургическое богословие. М., 1996

15:48 

катехизатор
Материал из журнала "Нескучный Сад" № 4(33): www.nsad.ru/index.php?issue=47§ion=10021&ar...

«Откуда в Церкви грешники?

Всем известно выражение «Святая Церковь». Откуда же там берутся грешники? Интересно, что упреки в недостатке святости Церкви и ее отдельных членов нередко можно услышать со стороны людей невоцерковленных, но ищущих, присматривающих подходящую для себя хорошую Церковь.
Действительно, могут ли в Святой Церкви быть недостатки?

Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне.

«Чтобы научиться принимать Божию милость, нужно время»
читать дальше Надо в себе найти остатки святости. читать дальше

15:42 

катехизатор
Про политику ведения журнала.

Полагаю, ее нужно несколько изменить :-) Потому что получается редко и бессистемно. Сюда будут помещаться так же проповеди и наиболее интересные и подходящие по теме статьи из периодики, а также творения святых отцов Церкви катехизической направленности.


Митрополит Антоний Сурожский


Притча о богаче и Лазаре
----

читать дальше

16:23 

О посте. Есго смысл и назначение.

катехизатор
Митрополит Сурожский Антоний


"ПРЕПОЯСАВ ЧРЕСЛА НАШИ"


читать дальше
Есть и другой радостный момент в суде. Суд не есть нечто находящее на нас извне. Придет день, когда мы предстанем перед Богом и будем судимы, но пока наше странничество продолжается, пока перед нами лежит путь, ведущий нас к мере полного возраста Христова - а таково наше призвание, мы сами должны произнести суд над собой. На протяжении всей жизни в нас идет нескончаемый диалог. Вы помните притчу, где Христос говорит: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним. Некоторые духовные писатели видели в сопернике не дьявола, с которым, разумеется, никакого примирения, соглашения быть не может, а нашу совесть, которая всю жизнь сопутствует нам и ни на минуту не оставляет нас в покое. Она как бы ведет с нами непрерывный диалог, все время препирается с нами, и мы должны примириться с ней, иначе придет время, когда мы предстанем перед Судьей, и тогда этот соперник выступит против нас обвинителем, и мы будем осуждены. Так что пока мы на пути, суд происходит в нас все время; это диалог, диалектический спор между нашими мыслями, эмоциями, чувствами, поступками и нашей совестью, которая, словно судья, стоит перед нами, и перед которой мы стоим, как перед судьей.
читать дальше

16:25 

Еще о посте.

катехизатор
Епископ Илларион (Алфеев)


читать дальше “Почему мы постимся, а Ты не видишь?” – вопрошает Бога постящийся. Это происходит потому, что на первое место поставлено не главное. Пророк говорит, что если человек постится “для ссор и распрей, и для того, чтобы дерзкою рукою бить других”, то такой пост не угоден Богу.
читать дальше

17:50 

Новая тема - словарик. Искушение.

катехизатор
Искушение, родственные слова "искусность", "искусство". Некое испытание (как правило религиозного или нравственного порядка), являющееся частью жизни любого человека. Часто понимается в смысле "соблазн" - нечто, что притягивает, обольщает.

читать дальше

10:06 

Притча О званных на пир

катехизатор
Митрополит Антоний Сурожский

читать дальше Господь нас зовет разделить с Ним жизнь, Его
жизнь, разделить с Ним вечную, небесную жизнь и, значит, и вечную
радость. И мы говорим: Да, Господи, придем, но придем тогда, когда
нечего нам будет делать на земле. читать дальше

01:52 

Словарь. Таинство, обряд, традиция.

катехизатор
Необходимо различать Таинство, обряд и местную традицию церковной общины (про устойчивые заблуждения я здесь говорить не буду). Таинство - это читать дальше
Обряд - читать дальше
Ну а местные традиции читать дальше

01:00 

Словарь. О воле и ее отсечении :-)

катехизатор
Когда святые отцы говорят о воле, они имеют в виду две разные вещи.
1.
Волю, как свободу, неотъемлемый дар Божий; способность свободно и разумно
выбирать - и быть верным сделанному выбору.

2. "Волю свою", т.е. хотение, основанное на эгоцентризме в любой его форме.
Согласно святым отцам, воля - это способность души к самоопределению,
способность свободно выбирать. Изначально она была благой и полностью
свободной, но после грехопадения стала поврежденной, склонной ко греху
(наверное, это можно сравнить с алкогольной или наркотической
зависимостью, см. ап. Павел: 19 Доброго, которого хочу, не делаю, а
злое, которого не хочу, делаю. (К Римлянам 7:19)) Именно в этом ключе
надо понимать аскетические рекомендации и эпизоды из житий святых, где
речь идет об отсечении своей воли. Имеется в виду, конечно же, не
собственно воля, как свобода, а именно греховное хотение, основанное
на эгоцентризме в любой его форме. Но воля как именно воля для
спасения и христианского делания необходима - во-первых, отношения с
Богом, исполнение Его заповедей и твердость в выборе возможны только
при наличии постоянной и сильной воли, во-вторых, в христианстве нет
гуруизма, и послушание духовному отцу происходит не
бездумно-безвольно, а как раз на основе свободного доверия, доброй
воли к послушанию (любой пробовавший знает, сколько на это требуется
волевого труда над собой!). То есть, человек призван иметь твердую
свободную волю и направлять ее к сотрудничеству, синергии с Богом, и
отсечь деспотизм собственного сиюминутного эгоцентричного хотения.

15:30 

катехизатор
В первое воскресенье Великого поста Православная Церковь отмечает праздник Торжества Православия. О духовном содержании праздника — проповедь митр. Антония Сурожского (1914—2003).

читать дальше

23:16 

О смирении.

катехизатор
Говорить о смирении всегда трудно, потому что, в общем, по-настоящему не знает смирения тот, кто не смирился. Но кое-что все же можно сказать, чтобы найти какое-то направление.

Когда мы думаем о смирении, мы, большей частью, думаем о поведении человека, который, когда его хвалят или говорят о нем что-то хорошее, старается доказать, что это не так; или о поведении человека, который, когда ему приходит мысль, что он сказал что-нибудь хорошее или сделал правильное, старается отвести эту мысль из страха возгордиться. Оба подхода мне кажутся неправильными не только читать дальше
По-настоящему гордый человек - это человек, который читать дальше
Смирение, если говорить о русском слове, начинается с момента, когда читать дальше

Дневник катехизатор

главная