Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
22:27 

СОБЛАЗНЫ

катехизатор
Что это такое и как им противостоять
Как говорит школьный учебник физики, реальность — это то, что существует независимо от нас и наших мыслей об этом. Церковь делает определенные утверждения о реальности: она говорит о Боге, нашем Создателе, Судии и Спасителе, о том, что Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых, о том, что всякий, кто поверит Ему и последует за Ним, обретет вечную жизнь, а тот, кто окончательно закоснеет в нераскаянии, погибнет. Церковь утверждает, что немедленно по выходе нашем из тела мы убедимся, что мы совершили самый важный в нашей жизни выбор — и совершили его либо правильно, либо трагически неверно.

читать дальше

Автор: ХУДИЕВ Сергей
community.livejournal.com/foma_blogs/237197.htm...

14:58 

Словарь. О грехе.

катехизатор
Одно из самых сложных слов для современного человека – это слово "грех". Огромное количество рассуждений и доводов спотыкаются о неправильное понимание этого простого слова. Это не удивительно.
читать дальше

00:52 

катехизатор
01:50 

Типикон о крещенской воде

катехизатор
6 января, первое "зри":

"Известно же буди всем о святей воде, яко нецыи суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради, не добре творят: ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру, и всей твари. Темже во всяких местех и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть. И где есть сих разум, еже не пити ея? Но да увеси, яко не вкушения ради ястия нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду."

отсюда: ludenhoff.livejournal.com/92004.html?mode=reply

Перевожу, сокращая: "те, кто говорит, что святую воду можно пить только натощак, неправы. Очень неправы. Потому что недостойными нас делает не пища, но скверные дела; по благодати Божией святая вода дана миру и всей твари в освящение, и пусть все её пьют и избегают грехов. "

22:39 

"Верую во единого Бога..." Свойства Божии

катехизатор
Свойства Божии

Ссылки по теме:

www.mitras.ru/besedy/besedy4.htm Антоний, митрополит Сурожский. О Боге

lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/al-dr_mileant/... Епископ Александр (Милеант).Единый Бог в Троице поклоняемый. Свойства Божии как они раскрыты в Священном Писании и у святых отцов

www.hristianstvo.in/ru/content/19-0 Макарий (Булгаков), митр. О существе Божием. Свойства существа Божия вообще

www.pravenc.ru/text/149441.html#part_22 Православная Энциклопедия. Бог

18:01 

катехизатор
Что такое зло? Почему Бог его допускает? Все слышали эти или подобные вопросы.

с точки зрения христианской веры зла как самостоятельного объекта не существует. Нет никакого "абсолютного зла" как противовеса Добру, зло - это отторжение блага, сопротивление добру и порядку. Логически, само по себе существование, бытие, как дар Божий - благо, и поэтому абсолютное зло, как чуждое всякого блага, не может им обладать, то есть не может _быть_.
Зло удобнее всего сравнить со ржавчиной или с гнилью - сами по себе они не существуют, только как порча металла или вещества. Именно поэтому говорится, что в самом корне всякого зла лежит стремление ко благу - искаженное порой до неузнаваемости "на выходе".

Те же, кто спрашивает, почему Бог допускает зло, часто спрашивают и о том, почему Бог налагает столько ограничений на Своих последователей - и не замечают противоречия: Бога порицают одновременно и за излишнюю, и за недостаточную свободу человека, на их взгляд.
Всё дело в этой самой свободе. Человек свободен - именно поэтому он может, в том числе, влиять на жизни других людей и на окружающий мир... я могу быть убит именно потому, что человек может меня убить. И Бог допускает злым побуждениям людей осуществляться именно потому, что дал людям свободу. Зло исходит только из сердца - человека или ангела - и осуществляется благодаря свободной воле. Но именно эта свободная воля и делает человека личностью и дает ему богоподобие.
Но если добро без зла вполне существует и самоценно - как металл без ржавчины или древесина без гнили - то наоборот никак. И каждый может начать уничтожение зла в мире - со своего собственного сердца.
Ибо, как сказано, "Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека... (Мф.15: 19-20)"


ссылки по теме:

14:02 

катехизатор
18:35 

О СВОБОДЕ И ПОДВИГЕ

катехизатор
Митрополит Сурожский Антоний


Мы привыкли думать о свободе в двух планах – в плане общественном, политическом, и в плане взаимных отношений, и определять свободу как наше право поступать так, как нам хочется. Но если подумать о значении слова свобода на разных языках, то раскрывается целый мир совершенно других и более богатых понятий, которые можно поставить в параллель с понятием послушания. Большей частью, опять-таки, понятия свободы и послушания мы противопоставляем одно другому: ты или слушаешься – или свободен. На самом деле между ними есть органическая и очень важная связь. Поэтому я хочу рассмотреть слово “свобода” на разных языках; это раскроет нам очень важные глубины.

читать дальше

04:41 

Преподобный Исаак Сирин

катехизатор
17:04 

Божественная Литургия с пояснениями диакона Андрея Кураева

катехизатор
01:09 

ИЛЛЮЗИЯ НАУЧНОСТИ

катехизатор
Статья Сергея Худиева www.foma.ru/article/index.php?news=3300

Ортодоксальный атеист — против равнодушия
Недавно на русском языке вышла книга британского автора Ричарда Докинза «Бог как иллюзия». Докинз — ученый-биолог, но гораздо большую известность он приобрел как страстный проповедник атеизма. Но Докинз интересен в еще одном отношении: он излагает то, что можно назвать «ортодоксальным атеизмом». читать дальше


Принцип фальсифицируемости Поппера
Согласно критерию, выдвинутому философом науки Карлом Поппером, научные утверждения от вненаучных отличает принцип фальсифицируемости. Этот принцип означает, что должна существовать возможность опровержения теории путем постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент еще не был поставлен. Например, утверждение «мыши самозарождаются в гнилой соломе» можно опровергнуть экспериментально, «в мире не существует ничего, кроме движущейся материи» — нет. Второе утверждение, таким образом, находится за пределами науки.

22:36 

Словарь. "Плоть" и "умерщвление плоти".

катехизатор
Опять-таки, когда святые отцы говорят о плоти, они имеют в виду две
разные вещи.
1. Плоть, то есть тело, сотворенное Богом и благое по природе своей.
Человек состоит из души и тела, и воскреснем мы в своих телах.
2. Плоть как совокупность страстей, греховных привычек и
хотений, которые диктуют стиль жизни и противостоят серьезному
духовному и телесному христианскому труду - как-то: лень, жадность,
алчность, любовь преизбыточная к комфорту, равнодушие к бедам близких,
ненасытность, сладострастие, все зависимости - наркотическую,
алкогольную, к определеным видам пищи и т.д. То есть все, что
"владеет" человеком, таким образом лишая его свободы, подчиняя
страстям и порокам. Ср. Ап. Павел: "Все мне позволительно, но не
все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною."
(1-е Коринфянам 6:12)
Беречь, питать и поддерживать свое тело является обязательным для
христианина: "Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но
питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела
Его, от плоти Его и от костей Его." (К Ефесянам 5:29,30), и нанесение
умышленного вреда своей плоти, как и пренебрежительное отношение к
телу, есть грех по учению Церкви. В то же время победа над плотью во
втором смысле этого слова - необходимость для христианина, без которой
он не сможет быть христианином в собственном смысле этого слова. То
есть достижение того, чтобы тело было одеждой и слугою души, а не
наоборот.

17:09 

О богослужении.

катехизатор
В христианстве человечество получило возможность вновь вступить в животворящее общение с Богом. Христианское богослужение – это место встречи и и совместного действия Бога, нисходящего к человеку и всему творению, и человека, отвечающего на Его зов и восходящего к Богу.
Неоднократно высказывались сомнения в нужности внешних обрядовых и символических действий для этого взаимодействия в богослужении. читать дальше Богослужение не есть просто совершение человеком неких действий, это именно сотрудничество, взаимодействие человека и Бога.
В православном богослужении по его сути нет «зрителей», всякий пришедший – участник и совершитель богослужения, наравне со священнослужителями. читать дальше
Евхаристия, шире известная как Литургия (или вовсе обедня) – высшая степень общения Бога и человека и основное богослужение Церкви, богослужение по преимуществу. читать дальше
Конечно, участие в богослужении не есть только этическая обязанность верующего читать дальше
Богослужение наполнено покаянными, просительными и славословящими, благодарственными песнопениями и молитвами, совершаемыми народом во главе со предстоятелем (исторические коллизии привели к замене участия всего народа – хором и произнесению основных, важнейших молитв священником «про себя» - что, к счастью, сейчас постепенно отходит в прошлое и сменяется первоначальным ходом богослужения).
Формы богослужения и богослужебные тексты сложились исторически и содержат церковный опыт общения с Богом. Но смотреть на них извне и участвовать в богослужении - это настолько же разные вещи, насколько смотреть на музыкальный инструмент - и играть на нем, создавая и слыша музыку (по сравнению митр. Антония Сурожского).

В богослужении находит отражение и то обстоятельство, что человек живет во времени, и само время - это та среда, в которой человек призван вступить в общение с Богом, сущим вне времени, над временем и пространством. Поэтому в Церкви кроме Таинств, позволяющих человеку выйти из течения времении приобщиться к вечной реальности, существуют службы, посвященные определенным временам суток, дням недели и года.

В связи с этим надо сказать и о церковных праздниках. Это не просто «памятные даты»; христианский православный праздник – это выход за границы времени и пространства и тАинственное, как принято говорить – то есть необъяснимое, но реальное участие в самом празднуемом событии, а не только воспоминание о нем.



Литература:
Правоставная Энциклопедия. 5 том. Богослужение
Митрополит Сурожский Антоний. Беседы последних лет. Храм и богослужение.
Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Евхаристия.

23:16 

О смирении.

катехизатор
Говорить о смирении всегда трудно, потому что, в общем, по-настоящему не знает смирения тот, кто не смирился. Но кое-что все же можно сказать, чтобы найти какое-то направление.

Когда мы думаем о смирении, мы, большей частью, думаем о поведении человека, который, когда его хвалят или говорят о нем что-то хорошее, старается доказать, что это не так; или о поведении человека, который, когда ему приходит мысль, что он сказал что-нибудь хорошее или сделал правильное, старается отвести эту мысль из страха возгордиться. Оба подхода мне кажутся неправильными не только читать дальше
По-настоящему гордый человек - это человек, который читать дальше
Смирение, если говорить о русском слове, начинается с момента, когда читать дальше

15:30 

катехизатор
В первое воскресенье Великого поста Православная Церковь отмечает праздник Торжества Православия. О духовном содержании праздника — проповедь митр. Антония Сурожского (1914—2003).

читать дальше

14:42 

ОБИДА, или Кому и зачем нужно прощение

катехизатор
Обидеть человека легко. Чтобы постичь эту горькую истину, совсем не обязательно быть психологом или философом. Печальный опыт переживания нанесенной обиды имеется у всех людей без исключения, и каждому известно, как сильно может ранить душу одно-единственное недоброе слово. Обиды преследуют человека с самого раннего детства. В песочнице совсем еще маленький карапуз доводит до слез другого малыша, отнимая у него игрушку или ломая построенный им песочный домик. Очередное поколение школьников с радостным смехом мучает обидными кличками своих одноклассников, страдающих избыточным весом, слабым зрением или другими физическими дефектами. Ну а про то, как страшно, изощренно и безжалостно умеют обижать друг друга взрослые люди, и говорить лишний раз не хочется. И если тонко организованный, ранимый человек не может дать отпор оскорблению, предательству или подлости, то последним аргументом в пользу собственной правоты для него становится чувство обиды.
Так почему же христианство покушается на этот последний оплот человеческого достоинства, почему оно призывает добровольно отказаться от неотъемлемого права — не прощать боли и слез тому, кто безжалостно ворвался в твою жизнь и опалил твое сердце? Что за парадоксальный призыв звучит в Евангелии: …любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк 6:27-28)? Наверное, это самая непонятная заповедь Христа. В самом деле: ну зачем любить тех, кто тебя ненавидит, обижает и гонит? Уж им-то, наверное, меньше всего на свете нужны наши любовь и прощение. Так для чего тогда принуждать себя к такому тяжелому и неблагодарному делу?
Почему нельзя мстить своим обидчикам, еще более-менее понятно: ведь если отвечать злом на зло, то вряд ли этого самого зла в мире станет меньше. С заслуженными обидами тоже все ясно, поскольку здесь действует простой и всем понятный принцип: заработал — получи и не жалуйся. А вот что делать, когда тебя обидели безо всякого повода, если наплевали в душу, растоптали и унизили просто потому, что так захотелось обидчикам? Неужели тоже — простить?


читать дальше

Источник: www.foma.ru/article/index.php?news=3533

Автор: ТКАЧЕНКО Александр

01:00 

Словарь. О воле и ее отсечении :-)

катехизатор
Когда святые отцы говорят о воле, они имеют в виду две разные вещи.
1.
Волю, как свободу, неотъемлемый дар Божий; способность свободно и разумно
выбирать - и быть верным сделанному выбору.

2. "Волю свою", т.е. хотение, основанное на эгоцентризме в любой его форме.
Согласно святым отцам, воля - это способность души к самоопределению,
способность свободно выбирать. Изначально она была благой и полностью
свободной, но после грехопадения стала поврежденной, склонной ко греху
(наверное, это можно сравнить с алкогольной или наркотической
зависимостью, см. ап. Павел: 19 Доброго, которого хочу, не делаю, а
злое, которого не хочу, делаю. (К Римлянам 7:19)) Именно в этом ключе
надо понимать аскетические рекомендации и эпизоды из житий святых, где
речь идет об отсечении своей воли. Имеется в виду, конечно же, не
собственно воля, как свобода, а именно греховное хотение, основанное
на эгоцентризме в любой его форме. Но воля как именно воля для
спасения и христианского делания необходима - во-первых, отношения с
Богом, исполнение Его заповедей и твердость в выборе возможны только
при наличии постоянной и сильной воли, во-вторых, в христианстве нет
гуруизма, и послушание духовному отцу происходит не
бездумно-безвольно, а как раз на основе свободного доверия, доброй
воли к послушанию (любой пробовавший знает, сколько на это требуется
волевого труда над собой!). То есть, человек призван иметь твердую
свободную волю и направлять ее к сотрудничеству, синергии с Богом, и
отсечь деспотизм собственного сиюминутного эгоцентричного хотения.

01:52 

Словарь. Таинство, обряд, традиция.

катехизатор
Необходимо различать Таинство, обряд и местную традицию церковной общины (про устойчивые заблуждения я здесь говорить не буду). Таинство - это читать дальше
Обряд - читать дальше
Ну а местные традиции читать дальше

21:37 

О молитве.

катехизатор
Что такое – молитва? Все знают это слово, но что оно означает? Опять-таки все знают, что молитва – это одна из важнейших составляющих жизни верующего, но что она такое? На что предлагается тратить столько сил и времени – неужели на вычитывание текстов?!...

В первую очередь нужно сказать, что это не тексты, напечатанные в молитвословах и на бумажечках. Хоть там и написано «молитва такая-то», но на самом деле это не молитва, а текст для молитвы, для тех, кто сам затрудняется подобрать подходящие слова. То есть это вспомогательный текст, молитвословие; а вот то, чему он призван вспомогать – это и есть молитва, общение с Богом, одна из составляющих которого – обращение к Богу.
Молитвенные тексты традиционно делятся на благодарственные, просительные, покаянные и славословящие, но это разделение текстологическое и для духовной жизни несколько искусственное, потому что в любой молитве, как в общении, присутствует полнота чувств к Богу и заключаются одновременно все эти «разновидности», разница лишь в акценте.

Молитва – это процесс, и чтобы он действительно шел, есть несколько необходимых условий: читать дальше
«Молитва по своей сути – встреча, встреча души и Бога; но для того, чтобы встреча стала реальной, обе личности, которые в ней участвуют, должны быть действительно самими собой. читать дальше
В деле молитвы первая наша трудность – найти, какая из наших личностей должна выступить для встречи с Богом. Это непросто, потому что мы настолько не привыкли быть самими собой, что искренне не знаем, которая из всех личностей и есть это подлинное “я”.»

«Одна из причин, почему молитва, общественная или частная, кажется столь мертвой или столь формальной, в том, что слишком часто отсутствует акт богопоклонения, совершающийся в сердце, которое общается с Богом. Каждое выражение, словесное или в действии, может быть помощью, но все это лишь выражение главного, а именно – глубокого безмолвия общения.
Из опыта человеческих взаимоотношений все мы знаем, что любовь и дружба глубоки тогда, когда мы можем молчать друг с другом. Если же для поддержания контакта нам необходимо говорить, мы с уверенностью и грустью должны признать, что взаимоотношения все еще остаются поверхностными; поэтому, если мы хотим молитвенно поклоняться Богу, то должны прежде всего научиться испытывать радость от молчаливого пребывания с Ним. Это легче, чем может показаться сначала; для этого нужно немного времени, немного доверия и решимость начать.
читать дальше

Ошибаются те, кто считает, что можно «прочитать молитву», раздумывая тем временем о каких-то других своих делах. Молитва без внимания к произносимым словам – пустословие, разрушительное для отношений с Богом, тем более, что Его нельзя обмануть видимостью внимания, как человека. Сколько бы ни было произнесено слов, положено поклонов, потрачено сил и времени на молитву – это все бессмысленно, если при этом не было задействовано внимание и человек не был сосредоточен на происходящем. Если этого не было – молитва не состоялась.
Как о трагической ошибке нужно сказать о мнении, что молитва – это нечто вроде заклинания или пароля: прочитал текст и тут же получил результат. «Аслан не ручной Лев», Бога принудить невозможно и конечно, Он не есть «машинка для исполнения желаний». Думать так – в лучшем случае глупо, в худшем – опасно, и мы должны следить за тем, чтобы Бог не стал в нашем представлении «функцией», какой бы эта функция ни была. Молитвенное обращение к Богу – это обращение к свободной Личности с доверием и готовностью принять ответ, каким бы он ни был.

Цитаты в тексте – из трудов митрополита Антония Сурожского.

Ссылки по теме:

Митрополит Сурожский Антоний:
Сущность молитвы azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/surog...
Молитвы и прошения, оставшиеся без ответа azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/surog...
Молитва для начинающих azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/surog...
Когда Бога нет azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/5g11_...
Как справиться со временем azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/5g11_...
Мужество молиться azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva_2/Sur...
Может ли еще молиться современный человек azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva_2/Sur...
О неумении молиться azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva_2/Sur...

Протоиерей Алексий Уминский. С чего начать нам. azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva_2/umi...

Священник Сергий Николаев. О молитве. azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva_2/nik...

10:06 

Притча О званных на пир

катехизатор
Митрополит Антоний Сурожский

читать дальше Господь нас зовет разделить с Ним жизнь, Его
жизнь, разделить с Ним вечную, небесную жизнь и, значит, и вечную
радость. И мы говорим: Да, Господи, придем, но придем тогда, когда
нечего нам будет делать на земле. читать дальше

Дневник катехизатор

главная