катехизатор
В христианстве человечество получило возможность вновь вступить в животворящее общение с Богом. Христианское богослужение – это место встречи и и совместного действия Бога, нисходящего к человеку и всему творению, и человека, отвечающего на Его зов и восходящего к Богу.
Неоднократно высказывались сомнения в нужности внешних обрядовых и символических действий для этого взаимодействия в богослужении. Но подобные сомнения основываются на подспудном убеждении в малозначимости тела человека по сравнению с его душой – а это противоречит христианскому учению о природе человека, согласно которому человек – это не душа только, но душа, соединенная с телом. Поэтому и в богослужении духовное содержание тесно связано с внешними проявлениями. Богослужение не есть просто совершение человеком неких действий, это именно сотрудничество, взаимодействие человека и Бога.
В православном богослужении по его сути нет «зрителей», всякий пришедший – участник и совершитель богослужения, наравне со священнослужителями. По слову апостола, все христиане есть «царственное священство» (2 Петра 2, 5-9). В христианстве существует институт священнослужителей, но они в отличие от многих религий не являются отделенной от народа группой, выполняющей функцию посредников между Богом и народом: священство в Церкви – это служение возглавления общины, или говоря по-церковному – предстоятельства.
Евхаристия, шире известная как Литургия (или вовсе обедня) – высшая степень общения Бога и человека и основное богослужение Церкви, богослужение по преимуществу. Вокруг Евхаристии, как вокруг центра, вытроены и сама Церковь, и ее священно действия и таинства – все они имеют и источником, и целью именно Евхаристию, в переводе с греческого – Болагодарение.
Но евхаристическое собрание, имеющее своим прообразом Тайную Вечерю, кто-то должен возглавлять, занимая место Христа и обращаясь к Богу от имени присутствующих. Поскольку всякое служение в церкви благодатно, то глава общины, предстоятель – епископ, священник, а также помогающие им диакон и низшие клирики – долже быть поставлен на это место епископом, имеющим апостольское преемство (о нем позже), о котором свидетельствует историческое единство Церкви.
Конечно, участие в богослужении не есть только этическая обязанность верующего – это естественная потребность христианина, такая же как физические потребности в пище и воде. Но не только потребность, а и радость – как встреча с дорогим, близким и любимым Существом. Конечно, общение с Господом происходит не только во время богослужения – но именно богослужение является смысловым центром богообщения, собственно – Церковью, сообществом верующих во главе с Самим Христом, собравшимися для совершения Евхаристии, Благодарения.
Богослужение наполнено покаянными, просительными и славословящими, благодарственными песнопениями и молитвами, совершаемыми народом во главе со предстоятелем (исторические коллизии привели к замене участия всего народа – хором и произнесению основных, важнейших молитв священником «про себя» - что, к счастью, сейчас постепенно отходит в прошлое и сменяется первоначальным ходом богослужения).
Формы богослужения и богослужебные тексты сложились исторически и содержат церковный опыт общения с Богом. Но смотреть на них извне и участвовать в богослужении - это настолько же разные вещи, насколько смотреть на музыкальный инструмент - и играть на нем, создавая и слыша музыку (по сравнению митр. Антония Сурожского).

В богослужении находит отражение и то обстоятельство, что человек живет во времени, и само время - это та среда, в которой человек призван вступить в общение с Богом, сущим вне времени, над временем и пространством. Поэтому в Церкви кроме Таинств, позволяющих человеку выйти из течения времении приобщиться к вечной реальности, существуют службы, посвященные определенным временам суток, дням недели и года.

В связи с этим надо сказать и о церковных праздниках. Это не просто «памятные даты»; христианский православный праздник – это выход за границы времени и пространства и тАинственное, как принято говорить – то есть необъяснимое, но реальное участие в самом празднуемом событии, а не только воспоминание о нем.



Литература:
Правоставная Энциклопедия. 5 том. Богослужение
Митрополит Сурожский Антоний. Беседы последних лет. Храм и богослужение.
Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Евхаристия.