21:37 

О молитве.

катехизатор
катехизатор
Что такое – молитва? Все знают это слово, но что оно означает? Опять-таки все знают, что молитва – это одна из важнейших составляющих жизни верующего, но что она такое? На что предлагается тратить столько сил и времени – неужели на вычитывание текстов?!...

В первую очередь нужно сказать, что это не тексты, напечатанные в молитвословах и на бумажечках. Хоть там и написано «молитва такая-то», но на самом деле это не молитва, а текст для молитвы, для тех, кто сам затрудняется подобрать подходящие слова. То есть это вспомогательный текст, молитвословие; а вот то, чему он призван вспомогать – это и есть молитва, общение с Богом, одна из составляющих которого – обращение к Богу.
Молитвенные тексты традиционно делятся на благодарственные, просительные, покаянные и славословящие, но это разделение текстологическое и для духовной жизни несколько искусственное, потому что в любой молитве, как в общении, присутствует полнота чувств к Богу и заключаются одновременно все эти «разновидности», разница лишь в акценте.

Молитва – это процесс, и чтобы он действительно шел, есть несколько необходимых условий: это не просто обращение к Богу, это – обращение к Богу со всем вниманием, всем доверием и всем усилием, какие человек может приложить. Кроме того, нельзя, обращаясь к Богу, желать кому-либо зла или просить противоположных заповедям Божиим вещей, это кощунственно.

Очень часто молитва совершается с помощю слов – вслух или "про себя", но молитва может быть и совершенно безмолвной и при этом постоянной, как дыхание (с той важной разницей, что в дыхании не участвуют воля и сознание) – это именно то, что называется «постоянной памятью о Боге» и «непрестанной сердечной молитвой», и достичь чего так стремятся многие.
Молитве, какой она должна быть, учил Сам Господь, прочесть об этом можно, например, в Евангелии от Матфея, главе 6.
Молитва – поиск общения и общение с Богом в самом первом, изначальном смысле слова «общение», обретение общего. Молитва меняет человека, принуждая его становиться самим собой.
«Молитва по своей сути – встреча, встреча души и Бога; но для того, чтобы встреча стала реальной, обе личности, которые в ней участвуют, должны быть действительно самими собой. Между тем, мы в огромной степени нереальны, и Бог, в наших взаимоотношениях, так часто нереален для нас: мы думаем, что обращаемся к Богу, а на деле обращаемся к образу Бога, созданному нашим воображением; и мы думаем, что стоим перед Ним со всей правдивостью, тогда как на деле выставляем вместо себя кого-то, кто не является нашим подлинным “я”, – актера, подставное лицо, театральный персонаж. Каждый из нас представляет собой в одно и то же время несколько разных личностей; это может быть очень богатым и гармоничным сочетанием, но может быть и весьма неудачным соединением противоречащих друг другу личностей. /…/
В деле молитвы первая наша трудность – найти, какая из наших личностей должна выступить для встречи с Богом. Это непросто, потому что мы настолько не привыкли быть самими собой, что искренне не знаем, которая из всех личностей и есть это подлинное “я”.»

«Одна из причин, почему молитва, общественная или частная, кажется столь мертвой или столь формальной, в том, что слишком часто отсутствует акт богопоклонения, совершающийся в сердце, которое общается с Богом. Каждое выражение, словесное или в действии, может быть помощью, но все это лишь выражение главного, а именно – глубокого безмолвия общения.
Из опыта человеческих взаимоотношений все мы знаем, что любовь и дружба глубоки тогда, когда мы можем молчать друг с другом. Если же для поддержания контакта нам необходимо говорить, мы с уверенностью и грустью должны признать, что взаимоотношения все еще остаются поверхностными; поэтому, если мы хотим молитвенно поклоняться Богу, то должны прежде всего научиться испытывать радость от молчаливого пребывания с Ним. Это легче, чем может показаться сначала; для этого нужно немного времени, немного доверия и решимость начать.
Однажды “Арский Кюре”, французский святой начала девятнадцатого века, спросил старого крестьянина, что он делает, часами сидя в церкви, по-видимому даже и не молясь; крестьянин ответил: “Я гляжу на Него, Он глядит на меня, и нам хорошо вместе”. Этот человек научился говорить с Богом, не нарушая тишину близости словами. Если мы это умеем, то можем употреблять любую форму молитвы. Если же мы захотим, чтобы сама молитва состояла в словах, которые мы употребляем, то безнадежно устанем от них, потому что без глубины молчания эти слова будут поверхностны и скучны.»

Господь приглашает человека к личному и живому общению с Собой, к настоящей дружбе и любви. И с того момента, как человек уверует в Христа и вступает в Церковь, он начинает учиться молитве - как люди, сближаясь, учатся общению друг с другом. Для помощи в этом пути есть огромное богатство опыта святых, в котором каждый может найти то, что ближе именно ему – но все-таки это помощь и защита от самых страшных ошибок в том деле, которое человек может делать только сам.
«Отношения становятся личными и живыми, когда начинаешь выделять человека из толпы; иначе говоря, когда этот человек становится единственным в своем роде, когда он перестает быть безликим анонимом. Кто-то употребил выражение “анонимное общество”, когда вместо имени и фамилии, свойств и личности нас определяют собирательными терминами, вроде “налогоплательщики” и т.п. Во взаимоотношениях между людьми очень часто качествует элемент анонимности: “они”. Мы говорим в третьем лице, когда чувствуем, что один человек легко может быть заменен другим, потому что отношения строятся функционально, а не лично, и данная функция может быть заполнена кем-то другим; /тогда как/ данная личность никем заменена не может быть. /…/ Вы прекрасно знаете, я уверен, что можно иметь с кем-либо отношения “я и ты” или же “я и оно”
Так вот, молитва оживает, когда вместо того, чтобы думать о Боге далеком – “Он”, “Всемогущий” и т.д., начинаешь думать о Нем “на Ты”, когда отношения из третьего лица переходят в первое и второе лицо.»

Ошибаются те, кто считает, что можно «прочитать молитву», раздумывая тем временем о каких-то других своих делах. Молитва без внимания к произносимым словам – пустословие, разрушительное для отношений с Богом, тем более, что Его нельзя обмануть видимостью внимания, как человека. Сколько бы ни было произнесено слов, положено поклонов, потрачено сил и времени на молитву – это все бессмысленно, если при этом не было задействовано внимание и человек не был сосредоточен на происходящем. Если этого не было – молитва не состоялась.
Как о трагической ошибке нужно сказать о мнении, что молитва – это нечто вроде заклинания или пароля: прочитал текст и тут же получил результат. «Аслан не ручной Лев», Бога принудить невозможно и конечно, Он не есть «машинка для исполнения желаний». Думать так – в лучшем случае глупо, в худшем – опасно, и мы должны следить за тем, чтобы Бог не стал в нашем представлении «функцией», какой бы эта функция ни была. Молитвенное обращение к Богу – это обращение к свободной Личности с доверием и готовностью принять ответ, каким бы он ни был.

Цитаты в тексте – из трудов митрополита Антония Сурожского.

Ссылки по теме:

Митрополит Сурожский Антоний:
Сущность молитвы azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/surog...
Молитвы и прошения, оставшиеся без ответа azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/surog...
Молитва для начинающих azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/surog...
Когда Бога нет azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/5g11_...
Как справиться со временем azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/5g11_...
Мужество молиться azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva_2/Sur...
Может ли еще молиться современный человек azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva_2/Sur...
О неумении молиться azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva_2/Sur...

Протоиерей Алексий Уминский. С чего начать нам. azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva_2/umi...

Священник Сергий Николаев. О молитве. azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva_2/nik...

URL
   

Дневник катехизатор

главная